Несмотря на то что прошлый год ставил рекорды по вводу торговых площадей, ситуация на рынке недвижимости складывается не самая приятная. Тысячи квадратов огромных и не очень бетонных коробок торговых центров зияют дырами пустых витрин. Как такая ситуация сложилась, как из нее выходить и какие объекты стоит строить в период кризиса, мы и попытаемся понять. Доля пустующих/неработающих магазинов на момент открытия объекта в новых торговых центрах Москвы, введенных в эксплуатацию с начала 2014 года, в среднем составляет 50%. Показатель, который с трудом воспринимался в середине 2014 года, сейчас, в силу сильнейшей турбулентности на розничном рынке, стал практически нормой. В текущих условиях гораздо более важными для мониторинга представляются показатели развития торгового центра, то есть темпов его заполнения работающими магазинами после открытия. По всем торговым центрам, открытым с 2014 года в Москве, компания МАГАЗИН МАГАЗИНОВ фиксирует уровень пустующих площадей на дату ввода в эксплуатацию. Объем неработающих площадей на момент открытия в разных объектах варьируется от 94% (так открылся Columbus) до 8% (уровень «Весны»). Средний показатель по всем новым торговым центрам – 50% нефункционирующих площадей. Основываясь на своих подсчетах доли пустующих площадей на момент открытия и на конец марта 2015 г., компания МАГАЗИН МАГАЗИНОВ рассчитала, насколько быстро центры заполняются с учетом временного фактора. Абсолютным лидером по скорости заполняемости площадей стал Columbus: за 1,5 месяца после открытия в центре заработали точки арендаторов на площади 38,6 тысячи кв. метров (в дополнение к заполненным площадям на момент ввода эксплуатацию) – то есть в центре открывалось секций в среднем на 859 кв. метров в день. Хорошую динамику продемонстрировал и «Авиапарк», в котором за прошедшие с момента открытия 4 месяца заполнилось 63 тысячи кв. метров. Замыкает тройку лидеров Vegas Crocus City, в котором за 10 месяцев заработало секций еще на 67 тысяч кв. метров. Как мы видим, многие девелоперы, несмотря на некоторую абсурдность ситуации, все-таки выводят на рынок полупустые торговые центры.
Источник: